Программа Орлята России

Информационная карта программы

Программа «Орлята России» профильного
лагеря дневного пребывания «Дружба»
Авторы программы
А.В. Джеус, Л.В. Спирина,
Л.Р. Сайфутдинова, О.В. Шевердина,
Н.А. Волкова, А.Ю. Китаева, А.А.
Сокольских, О.Ю. Телешева.
Усенко Светлана Владиславовна
Руководитель программы
Территория,
представившая МБОУ ООШ № 16 им. М.В. Авдеева
с.Молдавановка
программу
Название
проводящей МБОУ ООШ № 16 им. М.В. Авдеева
с.Молдавановка
организации
Краснодарский край
Адрес организации
Туапсинский район
с.Молдавановка, ул. Центральная, 47
95-7-44
Телефон
Профильный лагерь дневного пребывания
Форма проведения
«Дружба»
Цель программы
Развитие социально-активной личности
ребёнка на основе духовно-нравственных
ценностей
и
культурных
традиций
многонационального народа Российской
Федерации.
Полное название программы

Специализация программы

Сроки проведения
Место проведения

Официальный язык программы
Общее количество участников
(в том числе детей)
География участников
Условия
участников

Разностороннее
развитие
детей,
приобретение
навыков
коллективнотворческой деятельности и жизненного
опыта.
02.06.2025-24.06.2025
Краснодарский край
Туапсинский район
с.Молдавановка, ул. Центральная, 47
Русский
17 (17 учащихся)

Учащиеся 1- 6 классов МБОУ ООШ № 16 им.
М.В. Авдеева с.Молдавановка
размещения 2 кабинета, столовая, спортивная площадка.

Раздел I. Введение
В современной России воспитание подрастающего поколения
находится в зоне особого внимания государства. Формирование поколения,
разделяющего духовно-нравственные ценности российского общества,
является стратегической задачей на современном этапе, что отражено в
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996р).
В младшем школьном возрасте ребенок не только осваивает новые
социальные роли и виды деятельности – это благоприятный период для
усвоения знаний о духовных и культурных традициях народов родной
страны, традиционных ценностей, правил, норм поведения, принятых в
обществе. «Знание младшим школьником социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение... поскольку
облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему
систему общественных отношений» (Примерная программа воспитания,
Москва, 2020 г.).
Формирование социально-активной личности младшего школьника в
рамках данной программы основывается на духовно-нравственных
ценностях, значимых для его личностного развития и доступных для
понимания: Родина, семья, команда, природа, познание, здоровье.
Смена в детском лагере является логическим завершением участия
младших школьников в годовом цикле Программы развития социальной
активности «Орлята России» и реализуется в период летних каникул. В
рамках смены происходит обобщение социального опыта ребят по итогам их
участия в годовом цикле Программы «Орлята России». Игровая модель и
основные события смены направлены на закрепление социальных навыков и
дальнейшее формирование социально-значимых ценностей, укрепление
смыслового и эмоционального взаимодействия между взрослыми и детьми,
подведение итогов и выстраивание перспектив дальнейшего участия в
Программе «Орлята России» или проектах Российского движения
школьников на следующий учебный год.
Организованное педагогическое пространство летнего лагеря является
благоприятным для становления личности младшего школьника и
формирования детского коллектива благодаря следующим факторам:
 интенсивности всех процессов, позволяющих ребёнку проявить
свои индивидуальные особенности;
 эмоциональной насыщенности деятельности;


комфортно организованному взаимодействию в уже сложившемся

коллективе или новом для ребёнка временном детском коллективе;
 возможности для проявления ребёнком самостоятельной позиции.
Методической основой программы смены является
коллективной творческой деятельности И. П. Иванова.

методика

Коллективно-творческая деятельность – это совместная деятельность
детей и взрослых, направленная на развитие навыков социального
взаимодействия, творческих способностей и интеллекта, а также
формирование
организаторских
способностей
каждого
участника
деятельности.
Смысл методики состоит в том, что ребята с первого по выпускной
классы учатся коллективному общественному творчеству. Основное правило:
«Всё – творчески, иначе зачем?» За долгие годы придумано множество
коллективных дел на пользу людям, которые можно реализовать в своём
классе и школе. В них участвует весь детский коллектив: деление на
выступающих и слушающих, на актив и пассив исключается. Методика
коллективной творческой деятельности даёт исключительно высокий
педагогический эффект – на ней успешно повзрослели сотни тысяч ребят. В
системе лагерной смены коллективно-творческие дела проводятся с
чередованием разных видов творческой активности детей.
В основу коллективной творческой деятельности положены три
основных идеи:
 дело должно быть направлено на решение каких-либо
образовательных, воспитательных задач, улучшение условий жизни,
принесение пользы обществу;
 работа носит коллективный характер, базируется на совместном
проведении и включает взаимодействие детей и взрослых;
 деятельность должна быть необычной, непохожей на иные, и
помогать в раскрытии природного потенциала детей.
Любое мероприятие, основанное на трёх ключевых идеях коллективнотворческой деятельности, организуется согласно следующему алгоритму:
 замысел коллективно-творческой деятельности: основан на
целеполагании, то есть в его основе лежат воспитательные цели, которых
требуется достичь в ходе коллективной творческой деятельности;
 планирование деятельности: носит коллективный характер, то
есть все этапы деятельности планируются и утверждаются при согласии всех
участников;
 подготовка деятельности: в зависимости от вида деятельности и
её целевого назначения происходит распределение ролей и обязанностей
между всеми участниками деятельности;
 проведение
коллективно-творческой
деятельности:
осуществляется в процессе совместного творчества в выбранной

деятельности, ориентированной на достижение конкретной цели и решение
определённых задач;
 анализ результатов деятельности: ориентирован на выработку у
детей навыков рефлексии. Происходит обсуждение результатов проделанной
работы, подводятся её итоги. Данный этап должен быть эмоционально
насыщенным;
 закрепление данного опыта и создание возможностей его
дальнейшего использования в педагогической практике.
Игровые технологии

Игровые технологии – это организованный процесс игровой
коммуникации (общения) субъектов (общностей) с целью осуществления
воздействия на объект совместной игровой деятельности. Результаты
использования игровых технологий: совместный труд души (переживания,
сочувствие, солидарность), совместный труд познания (взаимопонимание в
ходе освоения законов развития мира природы и человеческого общества),
совместная радость поиска и открытия непознанного ранее (И. И. Фришман,
Игровые технологии в работе вожатого).
Особенности игровых технологий. Все следующие за дошкольным
возрастом периоды со своими ведущими видами деятельности (младший
школьный возраст – учебная деятельность, средний – общественно полезная,
старший школьный возраст – учебно-профессиональная) не вытесняют, а
продолжают игру, усложняя ее по мере развития ребенка. Оптимальное
сочетание игры с другими формами учебно-воспитательного процесса – одна
из самых сложных задач в педагогической практике. Развивающий
потенциал игры заложен в самой её природе. В игре одновременно
уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение,
мистика и реальность, обособленность от обыденного и постоянная связь с
ним, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и
коллективная ответственность. Педагогическая ценность игры заключается в
том, что она является сильнейшим мотивационным фактором, при этом
ребёнок руководствуется личностными установками и мотивами. Игра
позволяет также проигрывать отношения, существующие в человеческой
жизни. Именно игровая ситуация с её многоплановым уровнем, с
возможностью вхождения в роли, недоступные в обыденной реальности,
позволяет ему углублять восприятие Другого и даёт возможность говорить с
собой на разных языках, по-разному интерпретируя свое собственное «я».
Игровая технология строится как целостное образование, объединённое
общим содержанием, сюжетом, персонажем. В неё включаются
последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять
основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определённым признакам; группы
игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение
отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих
умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух,
смекалку и др. (Энциклопедия образовательных технологий [Электронный

ресурс].
Режим
доступа:
https://stavcvr.ru/metodkopilka/Г.%20Селевко_Энциклопедия%20образовательных%20технологий%2
0(1%20том).pdf (Дата обращения: 27.12.2021))

Раздел II. Краткая характеристика детей-участников программ
летних смен
Программы летних лагерей реализуются на муниципальном
(пришкольный лагерь), региональном (региональный лагерь), федеральном
(ВДЦ «Орлёнок) уровнях.
Участниками становятся ученики 1-4 классов общеобразовательных
организаций, в течение учебного года принимавшие участие в реализации
Программы развития социальной активности учащихся начальных классов
«Орлята России».
Смена в пришкольном лагере рассчитана на участие 1 и 2 классов –
детей в возрасте 6-8 лет.
Смена в региональном лагере – участие 3 и 4 классов – детей в возрасте
8-11 лет.
Смена в ВДЦ «Орлёнок» предполагает участие 4 классов –
победителей конкурсного отбора на участие в программе смены – детей в
возрасте 9-11 лет.

Раздел III. Понятийный аппарат
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде. (Федеральный закон № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»).
Социальная активность младшего школьника – способность ребёнка
включаться в специфические для его возраста виды деятельности, которые
способствовали бы получению результатов, значимых для других и для себя
(в плане становления социально значимых черт личности). В содержательном
плане она проявляется в исполнительности и элементах инициативы, когда
ребёнок включается в решение тех или иных задач, которые могут быть

оценены с точки зрения ценности для общества, а главным образом для
становления качеств личности, знаний и умений самого ребёнка. (Ситаров
В.А., Маралов В.Г. Статья «Социальная активность личности (Уровни,
критерии, типы и пути её развития)» /Научный журнал Московского
гуманитарного университета «Знание. Понимание. Умение» №4 – 2015г.)
Событийность – это принцип, предполагающий, что для
эффективного воспитания необходимо повседневную, будничную жизнь
детей насыщать яркими, запоминающимися ему событиями, которые были
бы привлекательны для детей и обладали бы при этом достаточным
воспитательным потенциалом. (Степанов П.В. Современная теория
воспитания: словарь-справочник /Под ред. Н.Л. Селивановой. – М.: Изд-во:
АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2016. – С.30)
Педагогическое событие – момент реальности, в котором происходит
личностно-развивающая, целе- и ценностно-ориентированная встреча
взрослого и ребёнка, их событие. (Степанов П.В. Современная теория
воспитания: словарь-справочник /Под ред. Н.Л. Селивановой. – М.: Изд-во:
АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2016. – С.30)
Коллективное творческое воспитание – это система работы,
строящаяся на основе отношений творческого содружества воспитателей и
воспитанников как старших и младших товарищей. (Библиотека
Коммунарство
[Электронный
ресурс]
Режим
доступа:
http://kommunarstvo.ru/biblioteka/bibivakol.html (Дата обращения: 30.11.2021))
Коллективно-творческая деятельность – это совместная деятельность
детей и взрослых, направленная на развитие навыков социального
взаимодействия и творческих способностей каждого участника деятельности,
интеллектуальное развитие, а также формирование организаторских
способностей. (Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел –
М.: Педагогика, 1989. – 208 с.)
Коллективно-творческие дела – это один из типов форм организации
воспитательной деятельности, основное средство современной методики
воспитания. Их важнейшие особенности: практическая направленность,
коллективная организация, творческий характер. (Иванов И.П. Звено в
бесконечной цепи. – Рязань, 1994. –c.29-34)
Самостоятельность
–
обобщенное
свойство
личности,
проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и
чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. (Словарь
психологических качеств и свойств [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://ht-lab.ru/knowledge/dictionaries/slovar-psikhologicheskikh-kachestv-isvoystv/3721/ (Дата обращения: 30.11.2021))
Детский коллектив – группа детей, в которой создаётся система

высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных
отношений, деятельности и общения, способствующая формированию
личности и развитию индивидуальности каждого её члена. (Ковалёва А.Г.
«Педагогика «Орлёнка» в терминах и понятиях»: уч. пособие-словарь / А.Г.
Ковалёва, Е.И. Бойко, С.И. Панченко, И.В. Романец, А.М. Кузнецова. – М:
Собеседник, 2005. – 192 с.)
Ценность – значимость для людей тех или иных объектов и явлений.
(Степанов П.В. Современная теория воспитания: словарь-справочник /Под
ред. Н.Л. Селивановой. – М.: Изд-во: АНО Издательский Дом
«Педагогический поиск», 2016. – С.47). Ценностные основания,
рассматриваемые в рамках реализации программы: Родина, семья, команда,
природа, познание, здоровье.
Игра – важнейший вид самостоятельной деятельности детей,
способствующий их физическому, психологическому, нравственному
развитию. (Фришман И.И. Программа «Игра – дело серьёзное» Научнопрактический центр Центрального Совета Союза пионерских организаций
СССР).
Раздел IV. Целевой блок
Цель – развитие социально-активной личности ребёнка на основе
духовно-нравственных
ценностей
и
культурных
традиций
многонационального народа Российской Федерации.
Задачи:

 содействовать развитию у ребёнка навыков социализации,
выстраивания взаимодействия внутри коллектива и с окружающими людьми
посредством познавательной, игровой и коллективной творческой
деятельности;
 познакомить
детей
с
культурными
традициями
многонационального народа Российской Федерации;
 формировать положительное отношение ребёнка и детского
коллектива к духовно-нравственным ценностям: Родина, семья, команда,
природа, познание, здоровье;
 способствовать развитию у ребёнка навыков самостоятельности:
самообслуживания и безопасной жизнедеятельности;
 формировать интерес ребёнка к дальнейшему участию в программе
социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России» и
проектах Российского движения школьников.
Предполагаемые результаты программы:

 положительное отношение ребёнка к духовно-нравственным
ценностям: Родина, семья, команда, природа, познание, спорт и здоровье;
 получение ребёнком положительного опыта взаимодействия друг с
другом и внутри коллектива;

 проявление ребёнком интереса к различным видам деятельности
(творческой, игровой, физкультурно-оздоровительной, познавательной);
 проявление
ребёнком
базовых
умений
самостоятельной
жизнедеятельности: самообслуживание, бережное отношение к своей жизни
и здоровью, безопасное поведение.
При построении педагогического процесса для младших школьников в
летнем лагере необходимо учитывать следующие принципы:
 принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей
младших школьников при выборе содержания и форм деятельности;
 принцип событийности общелагерных дел и мероприятий, т.е.
значительности и необычности каждого события как факта коллективной и
личной жизни ребёнка в детском лагере;

 принцип
включения
детей
в
систему
самоуправления
жизнедеятельностью детского коллектива, направленный на формирование
лидерского опыта и актуализацию активного участия в коллективных делах;
 принцип конфиденциальности в разрешении личных проблем и
конфликтов детей, уважения личного мира каждого ребёнка.
Раздел V. Модель смены
Смена в детском лагере длится 14 дней и включает в себя три периода:
организационный (1 и 2 дни смены), основной (с 3 по 12 дни смены),
итоговый (13 и 14 дни смены). В зависимости от длительности летних смен в
конкретном регионе, данную программу можно провести в более короткие
сроки (от 7 до 12 дней). При этом педагогам, реализующим программу смены
важно сохранить целевой блок и достичь предполагаемых результатов.
Модель смены имеет одинаковую структуру для лагерей всех уровней
и выглядит следующим образом:
Таблица №1 «Модель смены»
1 этап
Организационный
период смены
Старт смены.
Ввод в игровой
сюжет

2 этап

3 этап

4 этап

Основной период смены
Реализация
игрового
сюжета

Подготовка и Выход из
реализация
игрового
коллективно- сюжета
творческого
дела
(праздника)

5 этап
Итоговый
период
смены
Подведение
итогов
смены.
Перспективы
на
следующий
учебный год.

Отличие смен разного уровня – муниципального, регионального и
федерального – заключается в разнице игровых сюжетов, используемых
способов и приёмов, соответствующих конкретной возрастной категории
участников (Пояснительные записки регионального и пришкольного
лагерей).
Инвариантной составляющей содержания программы, обязательной
для смен всех уровней, является работа с Государственными символами
Российской Федерации и ценностными ориентирами – Родина, семья,
команда, природа, познание, здоровье. Данная работа происходит за счёт

реализации ключевых дел смены, режимных моментов, игрового сюжета,
разговора с детьми и собственного примера педагогического коллектива
лагеря.
Вариативность программы заключается в возможности дополнения её
региональным компонентом того или иного субъекта Российской Федерации.
Раздел VI. Система диагностики результатов
Система диагностики результатов программы состоит из мнения
педагогов, непосредственно реализующих программу, детей-участников
программы и мнения независимых взрослых.
Индикаторами диагностики программы являются:
 проявление ценностного отношения к Родине и Государственным
символам РФ, семье, команде, природе, познанию, здоровью;
 проявление ребёнком интереса к предлагаемой деятельности;
 приобретение ребёнком знаний и социального опыта;
 положительное эмоциональное состояние детей;
 позитивное взаимодействие в команде, коллективе.
Для оценки программы со стороны детей рекомендуется применять
методы игровой диагностики, так как они наиболее соответствуют
особенностям развития детей младшего школьного возраста и показывают
максимально точный результат – полученные ребёнком знания и опыт, их
мнение, эмоции, реакцию и отношение к конкретной ситуации.
Представленные ниже примеры методов игровой диагностики
являются рекомендуемыми и могут быть дополнены вариантами из
собственного педагогического опыта.
Таблица №2 «Примеры методов игровой диагностики»
Индикатор

Название и описание методов игровой диагностики

Проявление
социально значимых
качеств ребёнка и
его ценностное
отношение к Родине
и Государственным
символам РФ, семье,
команде, природе,
познанию, здоровью

«Персонаж»
Детям предлагается выбрать себе персонажа из
сказки/былины/песни и др. на кого он похож сейчас, и
на кого он хотел бы равняться, и пояснить свой выбор
(чем отличаются персонажи, что понравилось в
персонаже, на которого хочется равняться)
«Цветик-семицветик»
Ребятам предлагается нарисовать цветик-семицветик и
написать на нём 7 своих пожеланий (предварительно
пронумеровав каждый лепесток). В зависимости от
того, что ребёнок написал, педагог может
классифицировать пожелания детей: для себя, для
родных и
близких, для своих
друзей/одноклассников/отряда, для малой Родины, для
страны, для всего народа, мира. Анализируя перечень
пожеланий, можно определить направленность
личности ребёнка.
«Одна картинка – два ответа»
Детям предлагаются различные картинки с ситуациями
(представленные на экране или распечатанные),
отражающие качества человека или какие-либо
ценности, и варианты ответов: «согласен»,
«не согласен». После того, как ребята выбрали ответ,
педагог просить пояснить, почему они выбрали ту или
иную позицию.

Проявление
ребёнком интереса к
предлагаемой
деятельности

Проявление ребёнком интереса к предлагаемой
деятельности «Если бы я был волшебником»
Детям предлагается сыграть в игру «Если бы я был
волшебником», и подумать, какой день или какие
события смены они бы хотели прожить ещё раз
(вернуться назад и узнать больше).
«Интересный вагон»
Из бумажных/картонных вагончиков педагог
составляет своеобразный поезд. Детям предлагается
выбрать персонажа/человечка и прикрепить его к
определенному вагончику (как бы поместить его туда).
Вагончики подписаны: здесь могут быть спортивные
игры и соревнования, изготовление поделок и
сувениров, танцевальные мастер-классы,
интеллектуальные игры и другие яркие,
эмоциональные или содержательные события смены.

Таким образом ребята смогут увидеть, у кого из отряда
такие же интересы, как и у них, а педагог может
зафиксировать наиболее результативные дела как на
уровне отряда, так и на уровне лагеря.
«Живая анкета»
Детям предлагается ряд вопросов/утверждений (они
могут быть как серьёзные, так и шуточные, с
подвохом), на которые можно будет ответить поразному:
1 вариант: все, кто согласен, хлопают, кто не
согласен – топают;
2 вариант: встают несколько ребят, и каждый из
них представляет какой-то определенный ответ на
вопрос. Их задача – сосчитать, сколько раз им
хлопнули по ладошке. Задача ребят в зале – подбежать
и «дать пять» тому человеку, с ответом которого он
согласен.
Полученные
ребёнком знания
и социальный опыт

«Чудо-дерево»
Детям предлагается создать «чудо-дерево» по итогам
прожитого дня. Цвет листьев нужно выбрать в
соответствии с теми новыми знаниями, которые они
получили.
«Кидаем кубик»
Детям предлагается бросить кубик и рассказать, что
он запомнил после того или иного дела, используя то
число слов/фраз, какое выпало на кубике.
«Сто к одному»
Дети разбиваются на небольшие команды или играют
каждый за себя, если в отряде небольшое количество
человек. Педагог задает вопросы по всему
пройденному во время смены материалу: правилам,
информации, мероприятиям, играм, конкретным
ситуациям, творческим делам. Задача участников – как
можно точнее вспомнить событие и ответить на
вопросы.

Эмоциональное
состояние детей

«Живая картина»
Детям предлагается создать «живую картину» под
музыку. Каждый ребёнок пробует изобразить мелодию,
как он её чувствует – начинает один, остальные
произвольно присоединяются. В итоге получается

единый движущийся сюжет, где задействованы все
ребята.
«Наш отрядный рецепт»
Ребятам предлагается создать воображаемое блюдо и
каждому внести собственный ингредиент,
соответствующий своему эмоциональному состоянию.
Ингредиенты могут быть представлены в виде
различных картинок, чтобы
наглядно
продемонстрировать полученный «рецепт дня» (это
может быть что-то сладкое, горькое, солёное, острое,
приятное и т.д.).
«Цветной сундук»

Взаимодействие в
команде, коллективе

Детям выдается большой лист бумаги с изображением
сундука и предлагается его раскрасить. Каждый
выбирает для раскраски какой-то элемент изображения
и цвет в зависимости от самочувствия. Оранжевый –
если они хорошо себя чувствуют, нашли друзей и
готовы принимать участие в событиях; голубой – если
всё хорошо, но есть что-то, что им не совсем нравится;
фиолетовый – если им скучно и хочется домой.
«Золотая коллекция»
Детям
предлагают каждому взять по
разных медали и вручить их:

три

тому, кому хочется сказать спасибо за
сегодняшний день;
тому, кто стал твоим другом и поддержит тебя в
любой момент.
«Кругосветное путешествие»
Детям предлагается каждому лично на листочке
написать, кого бы из ребят он взял с собой в
кругосветное путешествие, зачем бы они туда поехали
и какие предметы им бы там пригодились.
«Я и моя команда»
Детям предлагается на общей картине расположить
человечка со своим именем, там, где он считает
нужным (с кем-то рядом, в центре событий, или
отдельно от всех). Затем ребята могут поделиться
своим выбором места.
Метод классической социометрии:

https://lugovskayashkola.ru/zabolevaniya/sotsiometriyaklassa-dlya-mladshih-shkolnikov-obrazets.html

Оценка
реализации
программы
со
стороны
внеотрядных
педагогов/родителей может быть проведена следующим образом:
 1 вариант – оценка реализуемых дел смены со стороны старшего
вожатого/методиста/наставника, где оценивается качество дела и его
содержание, качество работы педагога, включённость детей в процесс и др.;
 2 вариант – обратная связь о смене в форме анкеты со стороны
родителей (законных представителей) детей;
 3 вариант – обратная связь со стороны педагогов-психологов,
работающих в смене с детьми, педагогами и родителями.
Результативность программы обязательно должна быть оценена со
стороны детей-участников и педагогов, реализующих программу. Оценка со
стороны взрослых проводится на усмотрение организации, реализующей
смену. Для получения наиболее качественных результатов диагностики в ней
должны принять участие 98-100% детей и педагогов.

Раздел VII. Информационно-методическое обеспечение программы
Перед началом смены силами отдела обеспечения
программы «Орлята России» с педагогическим коллективом
методические занятия и консультации, имитационно-ролевые
игры, необходимые для качественной подготовки педагогов
детьми.

реализации
проводятся
и деловые
к работе с

Таблица №3 «Необходимый уровень готовности педагогов к
реализации программы»
Должен знать
Цели, задачи и
механизмы реализации
программы,
содержание её
ключевых событий и
особенности их
реализации
Содержание основных
нормативно-правовых
документов

Должен уметь
Мотивировать детей к
активному участию в
событиях программы,
вовлекать их в
совместную
творческую
деятельность
Проводить
инструктажи по
безопасности
жизнедеятельности

Должен подготовить
Распечатать
необходимые
материалы для
отрядных и
общелагерных дел
Оформить встречный
отрядный уголок и
изготовить
«сюрпризки»
(небольшие
подарки/сувениры,
сделанные своими

руками)

Содержание
инструкций по
обеспечению
безопасности
жизнедеятельности
ребёнка
Психофизиологические
особенности детей
младшего школьного
возраста
Логику развития
лагерной смены
Методику коллективнотворческой деятельности
по И.П. Иванову
Методику организации и
проведения игр
Основные методы и
приёмы по активизации
деятельности детей к
участию в предлагаемой
деятельности
Способы и приёмы
проведения с детьми
анализа дня, дела,
ситуации
Особенности
взаимодействия с
родителями детей
Особенности работы с
Государственными
символами РФ,
символикой лагеря и
отряда
Образовательное
обеспечения программы:

Оказывать первую
доврачебную помощь

Вести конструктивный
диалог с родителями
или законными
представителями
ребёнка
Проводить с детьми
Организовывать
отрядную и
общелагерную
деятельность
Проводить
аналитическую
работу с детьми
Адаптировать
сценарии дел для
своего отряда (с
учётом
регионального
компонента и
индивидуальных
особенностей детей)
Проводить
педагогический
анализ
Составлять сценарии
дел
Оперативно решать
возникающие
педагогические
ситуации
направление

Подготовить перечень
методов игровой
диагностики для
ежедневного анализа
дня с детьми (Примеры
в таблице №2)
Подготовить
адаптированные
сценарии отрядных дел
(с учётом
регионального
компонента)
Проверить наличие и
готовность канцелярских
товаров, спортивного и
игровогоинвентаря

информационно-методического

1. На установочном педагогическом совещании до начала смены
происходит презентация программы: цель, задачи, предполагаемые

результаты, категория участников и ключевые события смены. Важной
частью является единое понимание педагогами смысловой составляющей
смены, их готовность к реализации смены на качественном уровне.
Ответственный за подготовку и проведение установочного педагогического
совещания:
 пришкольный и региональный лагерь – старший вожатый
лагеря/школы совместно с представителем от ВДЦ «Орлёнок» или Лиги
вожатых РДШ;
 ВДЦ «Орлёнок» – административные группы детских лагерей
Центра совместно со специалистами отдела обеспечения реализации
программы «Орлята России».
2. Во время подготовки к реализации программы смены при
необходимости проходят методические занятия по методам игровой
диагностики, по особенностям коллективно-творческой деятельности и
работе творческих и инициативных групп, мастер-классы по изготовлению
«сюрпризок» и оформлению отрядных уголков, различные игропрактикумы,
огоньки и другие дела и занятия с педагогическим коллективом.
3. Ежедневно на протяжении смены для педагогов проводятся планёрки
по анализу дня, деятельности в дне и планированию предстоящей
деятельности.
4. По итогам организационного периода смены важен анализ адаптации
и заинтересованности детского коллектива в предложенных делах и
событиях смены, и при необходимости проводится корректировка
содержания; выявляются потребности педагогов в получении знаний по
определённым темам и проходят индивидуальные или групповые
консультации.
5. На протяжении смены происходит сопровождение педагогов по
реализации программы в форме консультаций и занятий по заявленным
темам.
6. По итогам реализации смены проходит итоговое педагогическое
совещание с анализом эффективности и результативности программы смены,
выстраивание дальнейших перспектив, награждение педагогов.
Информационное
обеспечения программы:

направление

информационно-методического

1. Портфолио программы, включающее утверждённый текст
программы, пояснительные записки к сменам, сценарии или план-конспекты
ключевых дел смен, систему диагностики.
2. Материалы установочного и итогового педагогических совещаний,
памятки и дидактические материалы к реализуемым делам смены на уровне
отряда и на уровне лагеря.
3. Информационные стенды для детей и педагогов с основной
информацией по смене.
4. Электронная методическая библиотека программы с необходимыми
материалами и литературой и быстрым доступом для поиска и скачивания.

Раздел VIII. Кадровое обеспечение программы
В реализации программы смены принимают участие педагоги, чьи
классы являются непосредственно участниками Программы «Орлята
России». Дополнительно в реализацию программы могут быть привлечены
вожатые и специалисты Всероссийского детского центра «Орлёнок»,
Всероссийского проекта «Лига вожатых», Молодёжной общероссийской
общественной организации «Российские студенческие отряды», советники
директоров по воспитанию – «Навигаторы детства».
Одно из важных условий реализации программы – самообучение и
повышение квалификации педагогов, совместное участие в планировании
смены с учётом регионального компонента:
 участие в краткосрочном обучении по подготовке к проведению
смены;
 участие в круглых столах и педагогических совещаниях;
 обмен опытом за счёт взаимопосещений отрядных дел.
Педагогический состав, принимающий участие в реализации
программы, формируется из расчёта 1 педагог на 10 детей. В помощь к
реализации программы могут быть подключены старшеклассники, но они не
несут юридической ответственности за детей, находящихся в отрядах.
При необходимости, для мотивации и стимулирования педагогов,
реализующих смену в лагере или школе, может быть введена система роста и
«бонусов». Это позволяет педагогам развиваться и более качественно
вкладываться в работу смены.
Раздел IX. Ресурсное обеспечение программы
Для реализации программы лагерь/школа должны быть оснащены
следующим образом:
Таблица №4 «Ресурсное обеспечение»
Помещения,
площадки

помещения для отрядной деятельности с возможностью
размещения и оформления отрядных уголков и стендов
помещения для общелагерных дел с местами для сидения
и без них (актовый и спортивный залы)
открытые площадки с возможностью проведения
отрядных дел (с местами для сидения и без них)

открытые площадки с возможностью проведения
общелагерных дел (площадь, стадион, сцена)
помещения
и
площадки
для
дополнительных
возможностей и индивидуальных запросов ребёнка
(библиотека, кабинет психолога, творческая мастерская,
зимний сад и др.)
гостиная/вожатская или кабинет для проведения
педагогических
совещаний,
сборов,
размещения
актуальной информации и плана на день для вожатых и
других педагогов
столовая (или пункт питания) со всем необходимым
оборудованием
помещения для личной гигиены (туалеты, душевые)
в лагере с постоянным пребыванием детей – жилые
помещения со всем необходимым оборудованием,
медицинский пункт, камеры хранения
Оборудование
и инвентарь

аппаратура для общелагерных и отрядных мероприятий:
колонки,проекторы и экраны, рабочие ноутбуки,
флагшток для поднятия флага РФ
столы/парты, стулья, скамейки/банкетки
спортивный и игровой инвентарь,
принадлежности на каждый отряд

канцелярские

аппаратура для работы педагогов: рабочие компьютеры,
принтеры, флешки
Другое

при необходимости – костюмы, декорации

Список использованных источников и литературы
1. Аракелян Ю.А. «Смена маленького роста»: сборник информационнометодических материалов в помощь воспитателю детского лагеря,
работающему с детьми 6-11 лет / Ю.А. Аракелян, А.А. Зарипова, С.И.
Кравцова, О.В. Шевердина. ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», 2015. – 80 с.
2. Афанасьев С.П. «Что делать с детьми в загородном лагере?» / С.
Афанасьев, С. Коморин, А. Тимонин. – М.: МЦ «Вариант», 2002. – 224 с.
3. Багапова Л.Д. «Мгновения отличного настроения»: методический
сборник игр и упражнений для отрядного педагога / Л.Д. Багапова, А.А.
Сайфина, Н.А. Сакович. ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», 2020. – 40 с.
4. Беляков Ю.Д. «Методика организации коллективных творческих дел
и игр»: методическое пособие. Издание 2-е, переработанное и дополненное.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», 2020. – 80 с.

5. Васильковская Н.И. «Создай команду!»: методическое пособие /
Н.И. Васильковская, А.А. Сайфина, Л.Р. Уварова, Ю.С. Шатрова. ФГБОУ
ВДЦ «Орлёнок», 2020. – 80 с.
6. Газман О.С. «Каникулы: игра, воспитание» / Под ред. О.С. Газмана –
М.: Просвещение, 1988 – 160 с.
7. Газман О.С. «Педагогика в пионерском лагере: Из опыта работы
Всероссийского п/л «Орлёнок» / О.С. Газман, В.Ф. Матвеев. – М.:
Педагогика, 1982 – 96 с.
8. Ершова Л.В. Организационно-педагогические условия социализации
ребенка во временном внешкольном объединении: специальность 13.00.01.
«Общая педагогика, история педагогики и образования»: диссертация на
соискание учёной степени кандидата педагогических наук/ Ершова Людмила
Викторовна; Ярославский государственный педагогический университет им.
К.Д. Ушинского. – Ярославль, 1995. – 183.
9. Зубахин А.А. «Откроет целый мир вожатый»: книга отрядного
вожатого «Орлёнка» / А.А. Зубахин, А.В. Яблокова. ФГБОУ ВДЦ
«Орлёнок», 2015. – 336 с.
10. Зубахин А.А. «Равнение на флаг!»: сборник методических
материалов из опыта работы ВДЦ «Орлёнок» по работе с государственными
символами Российской Федерации и символами «Орлёнка»/ А.А. Зубахин,
Т.Л. Хацкевич. Издание 1-е, переработанное. ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», 2012.
– 112 с. ил.
11. Иванов И.П. Воспитательная работа комсомольцев с пионерами в
средней школе: диссертация на соискание учёной степени кандидата
педагогических наук. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1955.
12. Иванов И.П. О сущности воспитательной работы в начальных
классах // Педагогика начальной школы: ХХI Герценовские чтения. –
Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1968.
13.
Иванченко И.В. «Как рождается микрогруппа?»: методическое
пособие Издание 2-е, переработанное и дополненное. ФГБОУ ВДЦ
«Орлёнок», 2020. – 80 с.
14.
Киреева А.А. «Нам доверяют матери ребёнка»: сборник
интерактивных форм работы с детьми и подростками по формированию
навыков безопасного поведения и профилактике травматизма в детском лагере.
Издание 2-е, дополненное и переработанное. ФГБОУ ВДЦ
«Орлёнок», 2015. – 108 с.
15.
Ковалёва А.Г. «Педагогика «Орлёнка» в терминах и понятиях»:
уч. пособие-словарь / А.Г. Ковалёва, Е.И. Бойко, С.И. Панченко, И.В. Романец,
А.М. Кузнецова. – М: Собеседник, 2005. – 192 с.
16.
Лутошкин А.Н. «Как вести за собой» / А.Н. Лутошкин, под ред.
Б.З. Вульфова. – М.: Просвещение, 1986 – 208 с.
17.
Можейко О.В. «Организация аналитической работы с детьми в
отряде»: методическое пособие. ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», 2017. – 44 с.
18.
Можейко О.В. «Педагогическая диагностика в отрядной работе»:
методическое пособие. ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», 2017. – 56 с.
19.
Можейко О.В. «Сто незаданных вопросов»: сборник
информационно-методических материалов в помощь отрядному воспитателю
«Орлёнка». Издание 2-е, переработанное. ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», 2018. – 108

с.
20.
Панченко С.И. «День за днём в жизни вожатого». – М.:
Издательский дом «Народное образование», 2008. – 354 с.
21.
Сайфутдинова Л.Р. Формирование коммуникативной культуры
подростков в условиях временного детского объединения: специальность
13.00.02. «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням
образования)»: диссертация на соискание учёной степени кандидата
педагогических наук/ Сайфутдинова Лариса Рафиковна; Костромской
государственный университет им. Н.А. Некрасова. – Кострома, 2001. – 209 с.
22.
Столярова В.В. «Развитие детской активности и инициативы»:
методическое пособие. ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», 2015. – 80 с.
23.
Фришман И.И. Игровое взаимодействие в детских объединениях:
специальность 13.00.01. «Общая педагогика, история педагогики и
образования»: диссертация на соискание учёной степени доктора
педагогических
наук/
Фришман
Ирина
Игоревна;
Ярославский
государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. –
Ярославль, 2001. – 340 с.
24.
Хуснутдинова И. «Орлёнок». Книга вожатого. – М.: Собеседник,
2005. – 352 с.
25.
Чукина М.В. «Сказки-подсказки»: методическое пособие / М.В.
Чукина, Ю.С. Шатрова. ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», 2020. – 64 с.
Шевердина
О.В. Педагогические
условия
формирования опыта
самопрезентации подростка во временном детском объединении:
специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания.
(социальное воспитание в образовательной и высшей школе)»: диссертация
на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Шевердина
Ольга Васильевна; Государственное образовательное учреждение Высшего
профессионального образования Костромской Государственный Университет
им. Н. А. Некрасова, 2006. – 225 с.
1. Шмаков С.А. «Дети на отдыхе»: приклад. энцикл.: учителю, воспитателю,
вожатому – изд., доп. – М., 2001 – 173 с.
2.
Шмаков С.А. «Летний лагерь: вчера и сегодня»: метод. пособие.
Липецк: Инфол, 2002. – 384 с.
3.
Шмаков С.А. «Лето, каникулы, лагерь»: экспресс-учеб. пособие:
учителю, воспитателю, вожатому. Липецк: Ориус, 1995. – 142 с.
4.
Шмаков С.А. Игра учащихся как педагогический феномен
культуры: специальность 13.00.01. «Общая педагогика»: диссертация на
соискание учёной степени доктора педагогических наук / Шмаков Сталь
Анатольевич; Липецкий государственный педагогический институт. – Москва,
1997. – 409 с.

Пояснительная записка смены профильного лагеря дневного
пребывания
Программа смены предполагает подготовку и реализацию
коллективного творческого дела, согласно всем шести этапам КТД (по И. П.
Иванову): совместное создание взрослыми и детьми большого общего
Праздника в рамках игровой модели смены. Данный подход позволяет
соблюсти оптимальное соотношение видов деятельности, заранее
придуманных и структурированных взрослыми, и
произвольных
активностей, что обеспечивает реализацию детских инициатив, творчества,
идей и замыслов.
Введение
Смена в пришкольном лагере для каждого класса, участвующего в семи
треках программы «Орлята России», становится своеобразным итогом
учебного года, праздником лета. В рамках смены дети закрепляют
полученный в течение учебного года опыт совместной деятельности.
Содержание данной смены может быть реализовано как в одном
конкретно взятом классе-отряде, так и во всех отрядах, находящихся в
пришкольном лагере. Поскольку ребята являются участниками программы
«Орлята России», предполагается, что они стремятся жить по законам и
традициям содружества «орлят», исполняют «орлятские» песни и стремятся к
проявлению качеств настоящего «орлёнка».
Смена в пришкольном лагере основывается на игровой модели
«Путешествие в Страну Маленьких и Великих Открытий». Данная игровая
модель обусловлена возрастной категорией детей-участников смены — 6-8
лет — и временными рамками (дети находятся в лагере не полный день). Для
каждого дня придумывается целостный игровой сюжет, в соответствии с
которым в каждом дне определены два ключевых дела — одно на уровне
отряда и одно на уровне лагеря. Всё остальное время расписано с учётом
режима, обязательно включает в себя утреннюю зарядку, подвижные игры и
прогулки на свежем воздухе. При наличии свободного времени в программу
можно добавлять экскурсии, посещение творческих студий, кванториумов,
технопарков, музеев, библиотек, городских парков, кинотеатров, а также
мероприятия, связанные с региональными компонентами и тематикой дня.
Ключевыми памятными датами, взятыми за основу смен в 2022 году,
станут: Год культурного наследия народов России, год 350-летия со дня
рождения Российского императора Петра I, 100-летие Пионерской
организации.
При реализации программ летних смен рекомендовано учитывать те
памятные даты, государственные и национальные праздники Российской
Федерации, которые выпадают в период реализации летних смен.
Рекомендуемый режим дня:

08.30-08.50 – Сбор детей,
зарядка
08.50-09.00 – Утренняя
линейка
09.00-9.30 – Завтрак

09.30-12.00 – Работа по
программе лагеря, по плану
отрядов, общественнополезный труд, работа
кружков и секций
12.00-13.00 –
Оздоровительные процедуры
13.00-13.40 – Обед
13.40-14.30 – Свободное
время

14.30 – Уход домой

Выполнение традиционного комплекса
физических упражнений, танцевальная
разминка и разучивание флешмоба
«Содружество Орлят России».
Перекличка отрядов, информация о
предстоящих событиях дня, поднятие
государственного флага РФ с исполнением
гимна РФ, разучивание орлятских песен.
Начинается с творческой презентации
меню, которая включает информацию о
пользе продуктов. Данная презентация
может звучать по радио.
Рекомендуется разделить работу на два
занятия по 45 минут с перерывом между
ними в полчаса, или на 45 минут и 60 минут
с перерывом между ними в 15 минут.
Обязательно чередование спокойного и
активного видов деятельности.
Рекомендуются
подвижные
игры
и
прогулки на свежем воздухе, принятие
солнечных ванн.
Знакомство
отрядов
с
меню,
представленным на обед.
В это время дети могут поиграть в
спокойные настольные игры, почитать
книги, порисовать.
Кроме того, педагог может использовать
это время для подведения с детьми итогов
дня, проведения анализа.
-

Игровая модель смены
Описание игровой модели смены
В основе игровой модели смены лежит путешествие ребят в
неизвестную Страну Маленьких и Великих Открытий (далее – Страна
Открытий, Страна). Путешествовать по неизвестным местам возможно
только сплочённой командой, поскольку жителям этой Страны требуется
помощь. Поэтому задача ребят – создать такую команду, успешно пройти все
испытания, составить карту Страны и таким образом помочь жителям
сохранить их главные сокровища.
Каждый день начинается с нового открытия – новой локации Страны
Открытий. Путешествовать по Стране и открывать тайны помогают её
невидимые жители, которые общаются с ребятами при помощи книги. Для
педагога книга является инструментом поддержки игрового сюжета. От лица
невидимых жителей педагог предлагает ребятам поучаствовать в том или

ином событии, отвечает на их вопросы, даёт подсказки в виде элементов
карты Страны, по которой ребята путешествуют.
Погружение в игровую модель начинается с первых дней смены.
Ребята получают информацию о лагере, его территории, а также своей
командой путешественников представляют творческую «визитку» и
знакомятся с другими ребятами. По итогам первых двух дней смены ребята
находят волшебную книгу, которая становится их гидом в путешествии. На
первой странице книги они видят послание от жителей Страны, в котором
ребят просят о помощи: «...для того, чтобы страна Маленьких и Великих
Открытий существовала долго и о ней никто не забыл, а жители и их друзья
были счастливы, необходимо раскрыть все её тайны». Остальные страницы –
чистые. Однако «волшебным образом» книга будет помогать ребятам
общаться с жителями Страны. Этой книге можно задать вопрос, и она
ответит, а может наоборот, сама дать небольшое задание или поручение,
пригласить ребят в игру или на экскурсию, дать подсказки, которые направят
ребят к разгадкам тайн. Чтобы путешествие было успешным, необходимо
всем вместе договориться о правилах, которые нужно выполнять, и
познакомиться с традициями Страны, в которую отправляются
путешественники (тематический час отряда «Открывая страницы интересной
книги», который проходит во второй день смены).
На протяжении основного периода смены ребята постепенно
раскрывают тайны, знакомятся с играми, легендами, забавами, традициями,
народными промыслами, узнают о величии природного и национального
богатств Страны.

День летит за днём, и путешествие подходит к завершению. А с ним и
вопросы: смогли ли ребята помочь жителям Страны Маленьких и Великих
Открытий, получилось ли собрать карту этой страны, можно ли теперь
назвать отряд настоящей командой? И что это за Страна, по которой они
путешествовали столько дней? На эти вопросы ребята отвечают вместе со
своим вожатым/учителем в рамках дел десятого тематического дня смены.
Ребята ещё раз вспоминают, как и где они путешествовали, собирают части
карты воедино и приходят к выводу, что всё это время путешествовали по
родной России. А невидимые жители, которые оставляли им свои послания –
это их друзья, их семьи и жители России. И вот, разгадав все тайны, которые
скрывались в волшебной книге, ребята готовы к новым свершениям.
Ярким моментом завершения смены становится совместно
организованный праздник. Подводя итоги смены, ребята вспоминают о своём
удивительном путешествии, о знакомстве и общении с невидимыми
жителями, о раскрытых тайнах и загадках, которые скрывала в себе
волшебная книга, а также о совместном празднике. И чтобы всегда
вспоминать и радоваться интересно прожитому лету, ребятам предлагается
сделать афишу-коллаж, которую они разместят в классе в своём орлятском
уголке.

Система мотивации и стимулирования детей
Главной мотивацией участия детей в игре-путешествии выступают
элементы карты, которые отряд собирает на протяжении всей смены. По
итогам путешествия ребята складывают их воедино. Ведения отдельной
рейтинговой таблицы не требуется, так как деятельность отрядов не
предполагает конкуренции. За участие в отдельных конкурсах,
соревнованиях, играх отряды могут получать дипломы и грамоты, а при
необходимости и возможности – сладкие призы.
Индивидуальная система стимулирования участника смены может
быть разработана и введена на усмотрение педагога, работающего с отрядом.
В качестве рекомендаций: ребёнка можно награждать индивидуально
грамотами, дипломами, небольшими медалями за конкретные достижения.
Но если педагог считает, что необходимо ввести систему стимулирования
внутри своего отряда, то она должна дополнять игровую модель, а не идти
вразрез с ней.
Система самоуправления
В основу детского самоуправления поставлен деятельностноориентированный подход, при котором вначале педагог определяет объём
деятельности, который следует разделить с ребятами, и лишь затем
формируется детское сообщество, способное реализовывать эту деятельность
совместно со взрослыми.
Принципы детского самоуправления:
- добровольность;
- включённость в процесс самоуправления всех групп детей;
- приоритет развивающего начала для ребёнка;
- повсеместное присутствие (участие ребёнка в принятии всех решений,
касающихся его, с учётом степени его социализации в коллективе,
возрастных и психологических возможностей);
- доверие (предоставление детям большей свободы действий,
увеличение зоны их ответственности);
- открытость, честность взрослых в общении с детьми и недопущение
использования детей в качестве инструмента достижения собственных целей;
- ориентация на результат.
Для оптимизации процесса детского самоуправления в смене
предлагается ввести систему чередования творческих поручений (далее –
ЧТП), основанную на двух простых правилах: «от меньшего к большему» и
«от простого к сложному». Система ЧТП строится на разделении отряда на
микрогруппы для выполнения творческих заданий и поручений, благодаря

которым каждый ребёнок сможет проявить свои способности в различных
видах деятельности. Согласно игровой модели в начале смены ребята
договариваются о том, как назвать отряд, что может быть представлено на
эмблеме их отряда, предлагают варианты того, что может быть включено в
творческую визитку. Дальше в играх на сплочение ребята принимают
ответственность за свои решения и за решения команды. Попадая в Страну
Маленьких и Великих Открытий, ребята знакомятся с правилами её жителей,
объединяются в микрогруппы для решения общих задач, которые им
предлагают (здесь могут быть представлены как творческие, так и рутинные
поручения, которые реализуются на протяжении смены). В завершение
смены ребята берут на себя посильные роли в организации общего
праздника.
Для решения задач, которые стоят перед ребятами, формируются
микрогруппы по 3-5 человек. В процессе смены педагогу важно
координировать формирование микрогрупп таким образом, чтобы каждый
ребёнок попробовал себя в разных ролях.
Таким образом, детское самоуправление проявляется в деятельности
микрогрупп, посильной самостоятельности в принятии решений, выполнении
тех или иных поручений и сопровождается взрослыми на протяжении всей
смены. Примеры различных поручений представлены в сценариях ключевых
дел смены.
Содержание программы смены по периодам
Содержание программы предполагает описание ключевых дел смены,
которые рекомендованы к реализации, так как именно они поддерживают
игровую модель. Педагогический коллектив лагеря может добавлять или
разнообразить формы проводимых дел любого тематического дня при
условии, что они будут представлены и реализованы в единой логике
содержания всей программы и смысла игрового сюжета.
Обязательным условием является неведение участников относительно
ожидающих их событий: каждое утро, открывая новые страницы волшебной
книги, ребята вместе со своим вожатым/учителем находят новые задания,
подсказки и приглашение к продолжению путешествия в следующий
тематический день.
Организационный период (1-2 дни смены) – орлята собираются вместе
после учебного года, чтобы познакомиться и интересно и познавательно
провести время.
Задачи организационного периода:
- адаптация участников смены, знакомство с правилами лагеря,
распорядком дня;
- знакомство с территорией, историей и инфраструктурой лагеря;
- знакомство со всеми участниками смены в форме творческих
визиток отрядов;

- знакомство с содержанием программы смены (ввод в игровой
сюжет, информирование детей об их возможностях в смене).

Формы ключевых
событий и дел

Краткое описание

1-й день смены. Организационный период. Формирование отрядов.
Игровой час «Играю я – Включает в себя проведение игр или игровых
играют друзья»
программ
на
взаимодействие,
командообразование, сплочение, выявление
(уровень отряда)
Приложение 1

лидера, создание благоприятного эмоционального
фона в коллективе; при необходимости игры на
знакомство или закрепление имён.
Ссылка на материалы дела:
https://disk.yandex.ru/i/LCD7UTT6EeASMg

Общий сбор участников Официальный старт смены – открытие с
«Здравствуй, лагерь»
поднятием государственного флага РФ и
исполнением гимна РФ, творческим номером,
(уровень лагеря)
приветственной речью начальника лагеря.
Знакомство участников смены с территорией
Приложение 2
лагеря, основными правилами и распорядком дня,
ключевыми людьми, к которым можно
обращаться в течение смены.
Ссылка на материалы дела:
https://disk.yandex.ru/i/VNVJHNYPrlA3iQ
2-й день смены. Погружение в игровой сюжет смены.
Творческая встреча
орлят «Знакомьтесь,
это – мы!»
(уровень лагеря)
Приложение 3

Знакомство отрядов друг с другом, творческая
презентация визиток, названий и девизов;
знакомство с творческой визиткой «вожатского»
отряда – коллективом учителей, педагогов,
наставников-старшеклассников.
Ссылка на материалы дела:
https://disk.yandex.ru/i/0UqXS4_n4omtsg

Тематический час
«Открывая страницы
интересной книги»
(уровень отряда)
Приложение 4

Презентация волшебной книги, открыв которую
ребята видят послание от жителей неизвестной
страны. «Жители» знакомят детей с правилами,
которые приняты в неизвестной стране. На
основе этих правил отряд продумывает группы
ЧТП.
Ссылка на материалы дела:
https://disk.yandex.ru/i/oFdBvcBPL8J_4Q

Основной период (3-12 дни смены) – орлята отправляются в
путешествие по неизвестной стране, открывать которую им помогают
невидимые жители.
Задачи основного периода:
- знакомство с культурными традициями и национальными
ценностями российского народа, изучение богатств нашей Родины;
- поддержание благоприятного эмоционально-психологического
климата;
- создание условий для проявления каждым ребёнком
индивидуальности, его творческого и нравственного потенциала, активности
и инициативы;
- приобщение детей к здоровому образу жизни;
- формирование норм взаимоотношений внутри коллектива.
Ключевые события
и дела

Описание ключевых дел

3-й день смены. Тематический день «Национальные игры и забавы»
Время отрядного
творчества
«Мы – Орлята!»
(уровень отряда)
Приложение 5

Направлено на знакомство детей с национальными
играми и забавами России/региона Российской
Федерации. В рамках дела ребята рассматривают
спектр национальных игр и забав и более подробно
знакомятся с одной конкретной игрой, заранее
определённой жребием.
Ссылка на материалы дела:
https://disk.yandex.ru/i/NeMiPds009_H6Q

Игровая программа
«Мы – одна
команда!»
(уровень лагеря)

Задания и игры на сплочение и командообразование и
проведение для других ребят своей игры, с которой
они познакомились во время отрядного творчества
«Мы – Орлята!»

Приложение 6

Ссылка на материалы дела:
https://disk.yandex.ru/i/8SSly_hQdrXAjg

4-й день смены. Тематический день «Устное народное творчество»
Конкурс знатоков
«Ларец народной
мудрости»
(уровень отряда)
Приложение 7
Театральный час
«Там, на неведомых
дорожках»
(уровень лагеря)
Приложение 8

Конкурс направлен на знакомство детей с устным
народным творчеством России/региона Российской
Федерации. Это могут быть сказы и сказки, рассказы,
былины, повести, песни, пословицы и поговорки.
Ссылка на материалы дела:
https://disk.yandex.ru/i/WbAW79TKQ8UihQ
Ребята с помощью игрового приёма выбирают сказку,
которую им предстоит инсценировать. Здесь и сейчас
готовят
костюмы
из
подручных
средств,
придумывают простые реплики, репетируют, после
чего начинаются представления отрядов. Далее
участников ждёт сюрприз – экспромт на сцене от
вожатых.
Ссылка на материалы дела:
https://disk.yandex.ru/i/LQfSyuiJ_Y2hhA

5-й день смены. Тематический день «Национальные и народные танцы»
Танцевальный час
«В ритмах детства»
(уровень отряда)
Приложение 9

Дело направлено на разучивание с отрядом
танцевального флешмоба, который будут танцевать
все «Орлята России» по стране в определённый день.
Ссылка на материалы дела:
https://disk.yandex.ru/i/vHISl9bSg61lLQ

Танцевальная
Направлена на знакомство детей с национальными
программа «Танцуем танцами России/региона Российской Федерации, где
вместе!»
они и пробуют разучить и исполнить разные танцы.
(уровень лагеря)
Приложение 10

Ссылка на материалы дела:
https://disk.yandex.ru/i/KwUmg7dWrocJJA

6-й день смены. Тематический день «Великие изобретения и открытия»
Научнопознавательные
встречи «Мир науки

Знакомство детей с изобретениями и великими
открытиями России/региона Российской Федерации с
помощью приглашенных учителей старших классов
по химии, физике, биологии, географии (или

вокруг меня»
(уровень отряда)
Приложение 11

представителей кванториумов и других естественнонаучных центров населённого пункта), которые могут
показать практические опыты или рассказать о науке
интересно и занимательно.
Ссылка на материалы дела:
https://disk.yandex.ru/i/yRWJO0i0YS6QCQ

Конкурсная
программа
«Эврика!»

Соревнование команд по решению интересных
кейсов, основанных на методике ТРИЗ. Решив кейс,
команда дружно восклицает «Эврика!»

(уровень лагеря)

Ссылка на материалы дела:
https://disk.yandex.ru/i/R-rHbZzBUJGUsg

Приложение 12

7-й день смены. Тематический день «Природное богатство и полезные
ископаемые»
Экскурсия в
Знакомство детей с природным богатством и
дендропарк
полезными ископаемыми России/региона Российской
«Кладовая природы» Федерации. Экскурсия строится по принципу
поисковой исследовательской деятельности.
(уровень отряда)
Ссылка на материалы дела:
Приложение 13
https://disk.yandex.ru/i/b5iAaxsONaQVPQ
Экологический час
«Создание
экологического
постера и его
защита»
(уровень лагеря)
Приложение 14

Во время экскурсии ребята набираются знаний и
впечатлений. После этого отряду предлагают создать
экологический постер, внеся туда все, что они
почувствовали и запомнили. Время на создание
постера ограничено. Итогом станет презентация всеми
отрядами своих постеров на экологическую тематику.
Ссылка на материалы дела:
https://disk.yandex.ru/i/LB_AsIjve5d5Lw

8-й день смены. Тематический день «Прикладное творчество и народные
ремёсла»
Мастер-классы
«Умелые ручки»

Посещение
детьми
дома
творчества
или
кружков/студий прикладного характера, где они

(уровень отряда)
Приложение 15

смогут рисовать, лепить, выжигать, шить, плести и
т.д.
Ссылка на материалы дела:
https://disk.yandex.ru/i/6ynOeadUdFOejw

Направлена на знакомство детей с прикладным
Игра по станциям
«Твори! Выдумывай! творчеством и народными ремёслами России/региона
Пробуй!»
Российской Федерации и даёт возможность детям
узнать о народных ремёслах, пофантазировать и
(уровень лагеря)
создать что-то своё.
Приложение 16

Ссылка на материалы дела:
https://disk.yandex.ru/i/IOrdPcfQhBYQ8g

9-й день смены. Тематический день «Национальная кухня»
Настольная игра
«Экспедиция
вкусов»
(уровень отряда)

В рамках игры дети знакомятся с периодом правления
первого российского императора – Петра I, а именно с
теми продуктами, которые он завёз в Россию, и с
разнообразием современных рецептов из этих
продуктов.

Приложение 17

Ссылка на материалы дела:
https://disk.yandex.ru/i/1a6_I2zFbSHMPw

Костюмированное
кулинарное шоу
«Шкатулка
рецептов»

Предполагает знакомство детей с национальной
кухней
народов
России/региона
Российской
Федерации.

(уровень лагеря)

Ссылка на материалы дела:
https://disk.yandex.ru/i/E9wXi1fVKNYKMQ

Приложение 18
10-й день смены. Тематический день «Открытые тайны великой страны»
Тематический час
«Открываем
Россию»

Подведение итогов путешествия по неизвестной
стране. Для этого ребята собирают все элементы
карты неизвестной страны, вспоминают, о чём узнали
за 8 дней, и отгадывают название страны, по которой
они путешествовали (Россия). Педагог рассказывает о

(уровень отряда)

Государственных символах нашей страны.

Приложение 19

Ссылка на материалы дела:
https://disk.yandex.ru/i/OOoIwLsOz2oUkw

Телемост
«Содружество орлят
России»

Онлайн-встреча с участниками смены «Содружество
орлят России» в разных регионах. Орлята делятся
впечатлениями, общаются, танцуют общий флешмоб.

(уровень лагеря)

Ссылка на материалы дела:
https://disk.yandex.ru/i/U81-rYy0WQqkvQ

Приложение 20
Праздничная
танцевальная
программа «В кругу
друзей»

Направлена на эмоциональный подъём ребят в конце
путешествия. Во время танцевальной программы
ребята исполняют выученный ими ранее флешмоб и
другие танцы.

(уровень лагеря)

Ссылка на материалы дела:
https://disk.yandex.ru/i/7CGpICAtwuNTPg

Приложение 21

11-й день смены. Тематический день «Я и моя семьЯ»
Творческая
Создание небольшого подарка своими руками для
мастерская «Подарок родных и близких.
своей семье»
Ссылка на материалы дела:
(уровень отряда)
https://disk.yandex.ru/i/N8iAKpJ4SAAwjA
Приложение 22
Гостиная династий
«Ими гордится
Россия»

Творческая встреча ребят с представителями
семейных династий (это могут быть учителя, врачи,
лесники, и др.).

(уровень
отряда/лагеря)

Ссылка на материалы дела:
https://disk.yandex.ru/i/IyFOAoeXmXHh1w

Приложение 23
12-й день смены. Тематический день «Я и мои друзьЯ»
Большая командная
игра «ФизкультУРА!»
(уровень лагеря)
Приложение 24

Прохождение коллективом отряда-класса спортивных
испытаний, где они могут показать себя как
настоящая команда, которая уважает и поддерживает
каждого.
Ссылка на материалы дела:
https://disk.yandex.ru/i/N_GiNW3VpH92dQ

Время отрядного
творчества и общий
сбор участников «От
идеи – к делу!»
(уровень отряда и
лагеря)
Приложение 25

Основная деятельность времени отрядного творчества
заключается в том, чтобы увлечь участников
перспективой создания интересного и полезного дела
и выработать совместно с ними идеи праздника. В
завершение выбираются представители от отряда,
которые на общем сборе представляют отрядные
идеи, выработанные во время отрядного творчества.
Совместным решением определяется общая идея
праздника и составляется план по её реализации.
Каждый отряд получает поручение по подготовке
праздника.
Ссылка на материалы дела:
https://disk.yandex.ru/i/_QLltTbgcRgBpA

Итоговый период (13-14 дни смены) – орлята возвращаются из
путешествия по неизвестной стране и подводят итоги.
Задачи итогового периода:
- реализация ключевого события – большого совместного праздника,
закрепляющего все этапы коллективно-творческого дела;
- поднятие самооценки каждого участника и значимости для него
жизни в коллективе с помощью общественного признания его
индивидуальных заслуг;
- награждение детей/отрядов за активное участие в программе лагеря,
вручение благодарственных писем родителям и педагогам детей;
- подготовка детей к завершению смены, усиление контроля за
жизнью и здоровьем детей.

Ключевые события и
дела

Описание ключевых дел

13-й день смены. Тематический день «Я и моя РоссиЯ»
Подготовка к празднику Деление отряда на микрогруппы для выполнения
«Создаём
праздник поручения; работа групп по проработке своей
вместе»
части общего поручения отряда.
(уровень отряда)
Приложение 26

При необходимости ребята репетируют или
специально подготавливают элементы дела
(например, творческий номер или сценарий).

Ссылка на материалы дела:
https://disk.yandex.ru/i/H8ewmek8YiM5Iw
Праздничный
калейдоскоп «По
страницам нашей
книги»

Проведение праздника по итогам путешествия по
неизвестной
стране.
Ребята
выступают
одновременно в роли участников и организаторов
данного события.

(уровень лагеря)

Ссылка на материалы дела:
https://disk.yandex.ru/i/MbCu1kFwIvQtrQ

Приложение 27

14-й день смены. Итоговый период смены. Выход из игрового сюжета.
Итоговый сбор
участников «Нас ждут
новые открытия!»

Анализ реализованного коллективно-творческого
дела и подведение итогов путешествия по
неизвестной стране.

(уровень отряда)

Ребятам предлагается ещё раз вспомнить всё, что
произошло с ними в смене (в этом поможет
книга) и создать афишу-коллаж о своём
путешествии. Это позволит педагогу получить
многогранную обратную связь. Кроме того,
афиша-коллаж
поможет
ребятам
проанализировать, что они узнали за смену, чему
научились, как изменились.

Приложение 28

В качестве работы на последействие педагог
может предложить ребятам продолжать и дальше
открывать свою страну, свою малую родину и
делиться этими знаниями друг с другом.
Ссылка на материалы дела:
https://disk.yandex.ru/i/5ePp4dFFX1uCCg
Линейка закрытия
смены «Содружество
Орлят России»
(уровень лагеря)
Приложение 29

Официальное завершение смены и награждение
её участников. Содержание линейки может
содержать творческие номера, ответное слово
детей и напутствия педагогов.
Ссылка на материалы дела:
https://disk.yandex.ru/i/YjASZOinVn5pbA

Календарный план воспитательной работы первой смены
Возраст детей: 7 – 17 лет
План-сетка смены пришкольного лагеря
1 день

2 день

3 день

Организационный период
смены. Формирование
отрядов

Тематический день
«Экологический
калейдоскоп»

Тематический день
«Национальные игры,забавы и
народные танцы»

Инструктажи по технике
безопасности и правилам
пребывания в лагере.

Утренняя гимнастика.

Утренняя гимнастика.

4 день

Тематический день
«Национальная
кухня»

5 день

6 день

Тематический день
«День русского языка»

Тематический день
«Я и моя семьЯ»

Утренняя гимнастика.

Игры на знакомство.

Утренний
информационный сбор
отряда

Игры на
командообразование.

Экологические игры
«Лагерь – наш дом».

Игры на выявление лидеров.

Эко-марафон «Сохраняй и
создавай».

Утренний информационный сбор
отряда
Время отрядного творчества
«Мы – Орлята!»

Утренний
информационный сбор
отряда

Игровая программа
«Мы – одна команда!»

Настольная игра
«Экспедиция вкусов»

Танцевальная программа
«Танцуем вместе!»

Костюмированное
кулинарное шоу
«Шкатулка рецептов»

Огонёк знакомства «Играю я
– играют друзья»
7 день

8 день

Тематический день
«Я и мои друзьЯ»

Тематический день
«Я и моя РоссиЯ»

Утренняя гимнастика.

Утренняя гимнастика.

Утренний информационный
сбор отряда

Утренний
информационный сбор
отряда

Большая командная игра
«Физкульт-УРА!»
Время отрядного
творчества и общий сбор
участников
«От идеи – к делу!»

Подготовка к
празднику «Создаём
праздник вместе»
Праздничный
калейдоскоп
«По страницам нашей
книги»

Утренняя гимнастика.
Утренняя гимнастика.

9 день

10 день

Утренний
информационный сбор
отряда
Конкурс знатоков
«Ларец народной
мудрости»
Театральный час
«Там на неведомых
дорожках»

Утренний информационный
сбор отряда
Творческая мастерская
«Подарок своей семье»
Гостиная династий
«Ими гордится Россия»

Тематический час
«Открывая страницы
интересной книги»
11 день

12 день

Тематический день
«Великие изобретения
и открытия»

Тематический день
«Природное богатство и
полезные ископаемые»

Утренняя гимнастика.

Утренняя гимнастика.

Утренняя гимнастика.

Утренний информационный сбор
отряда

Утренний
информационный сбор
отряда

Утренний
информационный сбор
отряда

Научнопознавательные
встречи «Мир науки
вокруг меня»

Экскурсия
«Кладовая природы»

Мастер-классы
«Умелые ручки»

Экологический час
«Создание экологического
постера и его защита»

Игра по станциям
«Твори! Выдумывай!
Пробуй!»

Тематический день
«Открытые тайны великой
страны»

Тематический час
«Открываем Россию»
Телемост
«Содружество орлят России»
Праздничная
танцевальная программа
«В кругу друзей»

Конкурсная программа
«Эврика!»

Тематический день
«Прикладное творчество
и
народные ремёсла»
Утренняя гимнастика.
Утренний информационный
сбор отряда

13 день

14 день

15 день

Тематический день
«День памяти»

Тематический день
«Мир профессий»

Утренняя гимнастика.

Утренняя гимнастика.

Утренняя гимнастика.

Утренний информационный
сбор отряда

Утренний
информационный сбор
отряда

Утренний информационный сбор
отряда

Просветительский проект
«Без срока давности».
Военно-спортивные игры
«Зарница»
Час мужества «Горячее
сердце».

Игра по станциям
«Профессия моей мечты».
Профессиональные пробы.
Конкурс мастерства.

Итоговый период смены.
Выход из игрового сюжета

Итоговый сбор участников «Нас
ждут новые открытия!»
Линейка закрытия смены
«Содружество Орлят России»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».